Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

декабристская литература

Гуманитарный словарь

ДЕКАБРИ́СТСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА - творчество участников декабрист. движения (А. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, П. А. Катенин, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский, В. Ф. Раевский, К. Ф. Рылеев и др.), а также ряда близких к ним писателей, не входивших в рев. орг. (Н.И. Гнедич, О. М. Сомов и др.). При всех индивид. различиях этих авторов можно говорить о единстве идейно-худож. принципов Д. Л., отразившей социально-политич., филос. и эстетич. идеи движения. Признавая огромное обществ. значение лит-ры, декабристы - дети века Просвещения - видели в ней прежде всего средство пропаганды передовых взглядов, воспитания современников в духе идеалов гражданственности и патриотизма. Отсюда их стремление осуществлять рук-во лит. движением, подчинить своему влиянию лит. орг-ции ("Вольное общество любителей российской словесности", кружок "Зеленая лампа" и др.) и периодич. издания ("Полярная звезда", "Мнемозина", "Соревнователь просвещения и благотворения", "Сын отечества", "Невский зритель" и т. д.). Отсюда попытки реставрации "высоких" жанров лит-ры прошлого - оды, трагедии, псалмодической лирики. Отсюда характерная для Д. Л. политически окрашенная трактовка проблемы личности, историч. и нац. темы, темы иск-ва. Представления о высокой гражд. миссии писателя - основа декабрист. оценки совр. лит. явлений (критика элегической школы, первой главы "Евгения Онегина", восторженное отношение к "Горю от ума"). Специфика худ. творчества декабристов - в совмещении рационалистич. традиций "просветительского классицизма" с нарастающими романтич. тенденциями новой эпохи. На скрещении этих линий возникло направление, получившее определение "революционный (гражд.) романтизм". После 1825 Д. Л. перестала существовать как широкое и цельное явление, однако ее идеи и принципы нашли продолжение и развитие в деятельности В. К. Кюхельбекера, Н. А. Бестужева, А. И. Одоевского и др., она оказала воздействие на творчество раннего М. Ю. Лермонтова, А. И. Полежаева, А. И. Герцена, Н. П. Огарева и проч.

Полезные сервисы